Как приучить детей любить классику с детства?

Мой ребёнок не любит играть классику!

Мы очень часто слышим: "Мой ребёнок не любит играть классику!" или "Мой ребёнок учится в музыкальной школе, но ненавидит Баха, терпеть не может Клементи и вообще не хочет учить и играть классику!" А порой можем услышать и такое: "Мой ребёнок терпеть не может классическую музыку! Но я его могу понять — я тоже в детстве её терпеть не мог! Меня заставляли учить классику родители! :("

Когда вы пытаетесь выяснить причину этой неприязни и нелюбви, то открывается не радующий вас ответ: учить классический репертуар сложно и неинтересно! :( Любой ребёнок ответит на ваш вопрос именно так. Вы можете ещё услышать в ответ: я ненавижу музыку! Но как позже выясняется: далеко не всю музыку ваш ребёнок ненавидит…

И. С. Бах тоже ненавидел в детстве классику?

Итак, что мы имеем: ваш ребёнок с удовольствием самостоятельно ковыряет "Реквием по мечте" Клинта Мэнселла или саундтрек из к/ф "Пираты Карибского моря".. Значит, не всю музыку он ненавидит — уже хорошо. Да и разве выучить "Пиратов Карибского моря в 3-ем, 4-ом классе музыкальной школы менее сложно, чем сыграть Полонез И.С Баха или сонатину Клементи? Полагаю вряд ли… Ребёнку это интересно и нравиться, а значит, сложности он готов преодолеть!

Вот мы и упёрлись в корень: интересно или неинтересно, нравится или не нравится! И. С. Бах в детстве украдкой таскал из шкафа старшего брата ноты старых мастеров и переписывал их при лунном свете. Это, правда значительно испортило его зрение и довело практически до слепоты во взрослом возрасте. Маленький Иоганн пешком преодолевал огромные расстояния, чтобы послушать выдающегося органиста Дитриха Букстехуде! А значит, ему нравилась классика его эпохи! Слава Богу, нам такие жертвы не потребуются!

Где же родители Иоганна Себастьяна Баха зарыли собаку?!

Вопрос про "собаку классики" злободневный! И мы попробуем её откопать!!! :)

Многие из вас скажут, так ведь в какой атмосфере рос маленький Бах и не только он! Почти все выдающиеся музыканты выросли если не в семье музыкантов, то в семьях больших любителей музыки с музыкальным образованием (раньше его имели все в приличных семьях, как вы знаете). Музыку они вкушали с молоком матери, классика их эпохи была родной и понятной почти с пелёнок!

И те, кто так скажут, будут абсолютно правы в своих рассуждениях.

Ну а вывод напрашивается сам собой:

Независимо от того занимается ваш ребёнок с преподавателем частным образом или вы его отдали в музыкальную школу, а зачастую бывает и то и другое, вам необходимо с самого детства: с пелёнок, с трёх — четырёх лет заниматься самостоятельно музыкальным воспитанием вашего любимого чада. В доме должна периодически звучать хорошая музыка.

А с пяти-шести летнего возраста ребёнка надо водить на концерты и в музыкальные театры – хотя бы раз в месяц! Очень важно с детства получать яркие впечатления не только слуховые, но и визуальные. Особенно хорошо, когда это происходит вместе с самыми близкими людьми: мамой, папой, родственниками и имеет семейный характер. Если вы отвели ваше чадо на балет один раз в году, то не ждите положительных результатов — их не будет! Посещение театров должно быть регулярным — только так вы привьёте ребёнку с детства хороший музыкальный вкус и любовь к серьёзной музыке.

Иначе ребёнок дорастёт до 8-ми, 10-ти лет с ненавистью к Баху и Моцарту просто потому, что эта музыка для него чужая и непонятная, увы! Конечно, "Пиратов Карибского моря" смотрели все, "Шрека" тоже, а значит и саундтреки оттуда вашим детям близки и нравятся. Эта симпатия ещё подкреплена яркими впечатлениями от кино, сюжета с любимыми героями.

В чём главная ошибка многих родителей?

Очень распространена ошибка: мы отдали ребёнка в музыкальную школу, значит, там его всему научат и любовь к классике привьют! Но это не так. Музыкальная литература, где рассказывают о композиторах и дают начальные музыкальные сведения о произведениях и музыкальных инструментах, начинается только с 4-ого класса музыкальной школы, а классику играют с первого класса. Четыре года мучений для вашего ребёнка обеспечены!

Да и когда вы отдаёте в обычную школу ребёнка, вы же не возлагаете абсолютно всё воспитание на преподавателей, а продолжаете  развивать его сами. Всё также и с музыкальным образованием!

Яркие впечатления от балетов «Щелкунчик» или «Лебединое озеро» П. И. Чайковского запомнятся ребёнку надолго и любые ассоциации: сюжетные, визуальные или музыкальные будут поднимать целый ряд ярких образов из его памяти. А значит первые камушки фундамента «Любви к классике» заложены правильно! Осталось только регулярно продолжать начатое и развивать вашего ребёнка.

Удачи!!!

2 комментария

  1. Антон:

    Бах таскал ноты, потому что был Бах! Гений, коих крайне мало! Не надо зацикливаться на классике! «Серьёзной» музыки полно в других жанрах: джаз, рок, фолк, электроника… Кавычки поставил, потому что не делю музыку на серьёзную и несерьёзную — только на хорошую и плохую. Чем вам Ханс Циммер не угодил? По мне, так один лучших композиторов современности… Я настоятельно рекомендую знакомить детей со всем многообразием музыки, наряду с классикой, разумеется. А вы послушайте, к примеру, прогрессив-рок, скажем, группу Dream Theater. Сложнейшая, серьёзнейшая музыка. Или Emerson, Lake&Palmer, King Crimson…да перечислять можно бесконечно.
    Я нисколько не умаляю заслуг и ценности классической музыки, сам её очень люблю и много слушаю. Но хоть я и занимался всю жизнь музыкой, в детстве классика не производила особого впечатления. Полюбил я её самостоятельно, уже став взрослым. Чтобы начать понимать и любить классику, нужен богатый внутренний мир и много чего ещё, чего у маленьких детей нет чаще всего. Классическая музыка — великая музыка, полюбив классику, человек открывает для себя сотни новых горизонтов, дарит себе наслаждение и радость! Но время классики ушло, сейчас другая эпоха, другая музыка. И теперь, как и встарь, в основном ширпотреб, но много и замечательной, выдающейся, гениальной музыки, которая пишется и исполняется на наших глазах. Не классику отдельно надо любить, а всю музыку вообще (только хорошую, разумеется). Так что главнейший вопрос музыкального воспитания, музыкального вкуса — привить любовь к музыке вообще и научиться отделять во многих жанрах и стилях достойные произведения от всякой слякоти и мусора. В любом жанре и стиле можно найти много достойного, а все утверждения о том, что какой-то музыкальный жанр или стиль «лучше» других, просто-напросто глупы!

  2. Екатерина Яковлева:

    Антон! Вы заставили меня перечитать мою собственную статью). Искала, где же о том сказано, что мне не угодил Ханс Циммер или Клаус Бадельт? Я сама играю с удовольствием их саундтреки и делаю для учеников разные переложения от простых до сложных.
    Но цель этой моей статьи — и в название это четко видно, поговорить именно о любви к академической классике, поэтому советы и вопросы подняты здесь об отношении к классической музыке.
    Как Вы понимаете, саундтреки к фильмам,и классику рока, джаза и прочих стилей (и в этих направлениях есть классика!) большинство слушает и знает без особых хитростей и дети в том числе. И тут не нужно изощряться, достаточно дать информацию и правильный путь к тому или иному стилю.
    Вы так близко к сердцу приняли мой пост и мне это очень приятно, поскольку я вижу, что говорим мы практически об одном и том же, только с разных сторон.
    Идея моя такова, что всё-таки к академический классике обязательно нужно прививать вкус и с ней знакомить с детства, тем более что этот вопрос сильно волнует родителей: как это сделать?
    Почему это необходимо: раз Вы любите и слушаете эту музыку, то понимаете, что она лежит в основе всего: формы, стилей, гармонии. Слушая классику рока, — мы это слышим, слушаю музыку к кино — мы слышим море стилизаций под классику. Не буду все перечислять, и сами знаете.)
    И речь совсем не ведется о том лучше или хуже то или иное направление. Речь о необходимости привить понимание классики с детства. Хорошая музыка — это хорошая музыка независимо от стиля и конечно ее надо слушать и с ней знакомиться.
    Я вообще считаю, что у нас целый пласт классики — это музыка к кинофильмам. Самые запоминающиеся и яркие вещи, которые писали, в том числе и академические композиторы от Шостаковича и Прокофьева до Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, были написаны к кинофильмам. Радуют и западные композиторы своими выдающимися саундтреками к кино.
    Я вообще любительница хаус направлений: deep, electro и очень люблю acid jazz.
    Ну а если говорить об академической музыке (в просторечии «классика»), то тут я вообще ненормальная: слушаю Шнитке, Хиндемита, обожаю Шенберга. Очень люблю Гершвина и всегда открыта к И. Баху. Из наших Чайковского, Рахманинова.
    И если хотите можете в меня плюнуть), но я не люблю Моцарта. Редкие сочинения могу слушать. Слышу там «дребедень»: очень назойливо по гармонии (три аккорда). Хочется уши заткнуть(. Люблю «Свадьбу Фигаро». правда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
Введите Email и Имя, чтобы получить бесплатно эту книгу!
Email Имя (по-русски)
Show me
Build an optin email list in WordPress [Free Software]